Купить
билеты

Когда часы двенадцать бьют


Пой, Эвтерпа дорогая!
В струны арфы ударяй

                      Г. Р. Державин. «К Эвтерпе». 1789.

            Оду «К Эвтерпе» Державин написал «на случай частного посещения князем Таврическим Потёмкиным Марьи Львовны Нарышкиной <…>, которая пела и играла на арфе» и посвятил её последней возлюбленной светлейшего князя, известной своим поэтическим и музыкальным талантом. Одним из мотивов в этих стихах Державина проходит и тема скоротечности времени. А в XVIII веке бег времени уже умели измерять очень точно. Мастерство часовщиков в век науки и просвещения достигло таких высот, что производством часов занялся даже философ Вольтер.

            Часы должны были быть не только точными и практичными, но и красивыми, поэтому над их созданием трудились не только механики, но и мастера-декораторы. Стараниями бронзовщиков изящные фигурки античных божеств, имевшие аллегорическое значение, стали украшать часы ещё в эпоху Людовика XVI. Однако широкое их использование для декора часовых корпусов относится безусловно к эпохе ампира. В это время важнейшее место в интерьере гостиной или кабинета занимают каминные часы в корпусе из золочённой чеканенной бронзы (в отсутствие камина часы ставились на бюро или консоль). Ведущие позиции в часовом производстве занимала тогда Франция. Часы, приобретённые нашим музеем, также сделаны во Франции, в первой четверти XIX века. Увы, имя часовщика на циферблате почти полностью стёрлось. По ломбардным отметкам можно судить лишь о том, что в середине XIX века часы принадлежали некоему господину Леклерку из французского городка Ролампон.

            Механизм часов заключён в корпус в форме библиотеки (книжного шкафа). Справа от библиотеки фигура музы Эвтерпы, покровительницы лирической поэзии и музыки. В левой руке муза держит лист с нотами, а правой перебирает струны лиры, поставленной на библиотеку. По другую сторону к библиотеке прислонён тирс – жезл с шишкой пинии (символ плодотворной силы), на котором укреплён венок из плюща (символ бессмертия) и стилизованная сиринга (многоствольная флейта, главный атрибут музы Эвтерпы, хотя изображали её и с двухрожковой флейтой – авлосом).

            Фигуры на часах иногда были редукциями (уменьшенными копиями) реальных скульптур, но чаще отливались по оригинальным моделям мелкой пластики. Из скульптурных изображений Эвтерпы периода античности известны римские копии II-III вв. из Археологического музея Неаполя и Музея Пио-Клементино в Ватикане. В новое время статуи муз появляются в европейских парках, например в петербургском Летнем саду и в саду венского Бельведера, причём в Вене можно видеть скульптуры всех девяти муз. В живописи многие художники также создавали целые серии картин с «портретами» муз. Такие серии есть у Тишбейна Старшего, Джузеппе Фаньяни – и у современной норвежской художницы Хелен Кнуп.

            Людвиг Николаи, горячо почитавший античную лирику, сам был известным в Европе поэтом, написавшим множество элегий и ироничных ямбов. Создатель парка Монрепо не был композитором, но любил музыку искренне и с удовольствием играл на виоле да гамба. А собранная им библиотека так хорошо известна, что стала уже одним из символов Монрепо. Часы с музой Эвтерпой займут в экспозиции музея почётное место как знак памяти о Людвиге Николаи – поэте и собирателе книг.

Валентин Болгов,
главный хранитель музейных предметов

Литература

  • Державин Г. Р. К Эвтерпе. // Г.Р. Державин. Стихотворения. Л., 1957. С. 146.
  • Западноевропейские часы XVII – начала XX вв. : Каталог Большого собрания изящных искусств ASG. Т. 5. / А. В. Булгакова; Междунар. ин-т антиквариата. Казань, 2016.
  • Канн, Генрих. Краткая история часового искусства. Л., 1926.

Иллюстрации

  1. ПМ-КП-1301. Часы каминные с изображением Эвтерпы. ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо».
  2. Эвтерпа, играющая на лире. ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо».
  3. Эвтерпа. Археологический музей Неаполя.
  4. Эвтерпа. Музей Пио-Клементино, Ватикан.
  5. Эвтерпа. Сад Бельведера, Вена. Фото: Hubertl (Wikimedia Commons).
  6. Гольциус, Хендрик (1558–1617). Эвтерпа. Из серии «Девять муз». 1592. Музей искусств округа Лос-Анжелес.
  7. Тишбейн, Иоганн Генрих (1722–1789). Эвтерпа. Из серии «Девять муз». 1782. Новая Галерея, Кассель.
  8. Фаньяни, Джузеппе (1819–1873). Эвтерпа. Из серии «Девять муз». 1869. Метрополитен, Нью-Йорк.
  9. Кнуп, Хелен. Эвтерпа. Из серии «Аполлон и музы». 2008/2009. В собрании автора.
    https://heleneknoop.com/paintings/apollo-and-the-muses/
  10. Купидоны на постаменте часов. ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо».
Перейти к содержимому