«Музыкальные салоны в Монрепо»
«Столько однородных одинаковых интересов и любовей связали нас одной и той же верёвочкой […]. Тут и наше училище, […] и Глинка великий, и русская музыка — народная и дорогая […], а ещё и сам орган, инструмент колоссальный, великанский, всегда потрясавший моё сердце и душу до корней своим величием, мои все нервы до последних ниточек!» — из письма В. В. Стасова В. П. Энгельгардту (1904).
В XVIII–XIX веках в России сложилась особая культура салонного музицирования, особое место в которой занимал орган. Согласно многочисленным свидетельствам, в XVIII веке этот инструмент был более популярен в России, чем его клавишный «родственник» — клавесин. В Москве и Санкт-Петербурге работали мастера-производители органов, продавались органные ноты. По словам выдающегося критика В. В. Стасова к концу XIX столетия в России насчитывалось 2280 органов (!) За исключением 100–150 больших церковных инструментов, остальные представляли собой кабинетные органы-позитивы величиной от одного до 16–17 регистров, при этом зачастую они были снабжены двумя мануалами (ручными клавиатурами) и педалью (клавиатурой для игры ногами).
Периодика конца XVIII–XIX веков пестрит объявлениями о продаже «разных сортов органов» и «фортопианов с флейтами» (гибридный инструмент, имевший механику фортепиано и органные трубы). Как пишет в своей книге «Орган в истории русской культуры» Л. И. Ройзман, «спрос на органы порой превышал предложения»: «Потребен хороший орган; желающий оный продать может дать знать на В[асильевский] О[стров] в 8 линии, между малым и большим проспектами в доме под № 162, хозяину оного» (Санкт-Петербургские ведомости, 1802).
Собственными салонными органами владели такие выдающиеся деятели русской культуры как К. П. Брюллов, В. Ф. Одоевский, В. П. Энгельгардт, К. А. Булгаков, А. Н. Серов. Орган очень любил и почитал М. И. Глинка, хорошо владел игрой на этом инструменте А. С. Грибоедов.
Цикл просветительских концертов «Музыкальные салоны в Монрепо» представляет собой реконструкцию музыкальных салонов XIX века, где орган выступит не только как солист, но и как участник камерных ансамблей. Прозвучат сочинения И. С. Баха (именно благодаря музыке этого композитора орган обрёл в России поистине всенародную любовь), немецкая и французская органная музыка XVIII–XIX столетий и русская органная музыка: произведения М. И. Глинки, В. Ф. Одоевского, С. М. Ляпунова.
Автор цикла и ведущая — Юлия Глазкова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, лауреат многочисленных международных конкурсов в Германии, Италии, Испании, Польше и России, обладатель Премии за лучшее исполнение И. С. Баха Канадского Международного конкурса органистов, автор научной монографии и многочисленных статей по истории органного искусства — расскажет слушателям интересные факты об органе, о его роли в русской культуре в целом и в музыкальной жизни России XVIII–XIX веков, о деятельности учеников и последователей Баха в России.
На одном из концертов цикла слушатели познакомятся со звучанием трубного органа-портатива, работающего засчёт ручного накачивания воздуха в мех инструмента.
Один из концертов цикла исполнит засл. арт России, засл. деятель искусств России, заведующий кафедрой органа и клавесина ГМПИ им. Ипполитова-Иванова профессор А. А. Паршин (Москва).
Продолжительность концертов 75 минут.
23 ноября 2025, 16:00 — 4й концерт цикла:
«День Святой Цецилии»
Юлия Глазкова (цифровой орган, орган-портатив)
— Кто такая Святая Цецилия и почему традиционно она изображается музицирующей на органе?
— Что отличает орган-позитив, орган-портатив и большой орган?
— Как день Святой Цецилии связан с современной органной культурой России?
Программа: Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ре минор BuxWV 140 Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Herr Gott, nun schleuß den Himmel aufBWV 617 («Господь, ныне открываешь небеса») Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия “Vater unser im Himmelreich” («Отче наш, сущий на небесах») BWV 737 Людвиг ван Бетховен (1770–1827) Из цикла «5 пьес для механических часов» WoO 33 (1799): №2. Scherzo Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Schmuecke dich, o liebe Seele («Украшаю тебя, возлюбленная душа!») BWV 654 Иоганн Себастьян Бах Фантазия и фуга соль минор BWV 542
Регистрация по ссылке
https://monreposmuseum.timepad.ru/event/3552663/