На днях реставраторы провели демонтаж пробного участка альфрейной живописи в Главной зале Усадебного дома Монрепо. Это клеевая полихромная живопись конца ХVIII столетия.
Напомним, альфрейной называется настенная живопись, которая имитирует различные виды интерьерной отделки. В Главной зале – это в первую очередь, большой полутораметровой? ширины бордюр, который как бы продолжает круглые окна под потолком. До нашего времени от бордюра хотя и сохранились довольно большие фрагменты, но они сильно руинированы. На старых фотографиях видно, что и стены Залы также были украшены живописью, но внизу она почти не сохранилась – лишь небольшие еле заметные участки. На одном из таких участков и был сделан пробный демонтаж.
Как рассказал художник-реставратор высшей категории Николай Михайлов, хотя у реставраторов имеются определенные методики демонтажа, в каждом конкретном случае необходимо сделать пробный демонтаж для того, чтобы определить и отработать все нюансы: концентрация клея, как быстро высыхает и т.д.
Некоторая задержка в работе была вызвана сезонностью, так как для успеха демонтажа очень важен благоприятный температурно-влажностностный режим. В основном, это продиктовано работой с натуральными клеями, где очень важно выдержать определенную температуру и влажность. Вкратце процесс выглядит так: живопись сначала очищают, укрепляют грунт и красочный слой, после чего наносят несколько слоев защитных материалов с клеями и, наконец, холст. После высыхания слои превращаются в монолит, который держит живопись, помогает сохранить ветхую штукатурку от обсыпания и позволяет демонтировать целым куском.
Технически — это довольно сложная работа. В Усадебном доме Монрепо задачу осложняют высокая степень руинированности, в том числе отставшая в некоторых местах от стен штукатурка и большие объемы.
После того, как участки с живописью демонтируют, начнется обратный процесс — все проклеенные слои поочередно снимут путем отпаривания. И уже затем начнется непосредственно сам процесс технической реставрации.