Вчера в Монрепо состоялось очередное совещание с участием представителей общественных организаций СПб ИКОМОС и ВООПИК , организованное совместно с Комитетом по культуре ЛО.
Напомним, тогда члены этих общественных организаций выступили против метода реставрации Усадебного дома полной разборкой с переборкой.
Учитывая прошлые рекомендации экспертов и общественников, реставраторы провели дополнительные исследования сруба Главного дома.
В частности, были проведены микологические и энтомологические исследования, взято около 50 образцов из деревянных конструкций.
Заключение неутешительно: «Деревянные элементы конструкций Главного усадебного дома имеют многочисленные старые и свежие очаги гнили, вызванной опасными дереворазрушающими домовыми грибам: настоящим домовым грибом, пленчатым домовым грибом и домово-шахтным грибом»
Но, хуже всего, что в древесине обнаружили следы жизнедеятельности насекомых: «Конструкции дома поражены насекомыми: домовым точильщиком, мебельным точильщиком и домовым усачом».
Вылечить такой дом крайне сложно. Необходимо сначала просушить древесину и, внимательно обследовав каждое бревно, удалить все пораженные участки, после чего обработать биоцидами.
Глубокая пропитка древесины биоцидами также сложный процесс. Для его качественного выполнения необходимо тщательно обработать все доступные поверхности.
Необходимо пояснить, что это уже не первая реставрация Усадебного дома, где обширное поражение домовым грибом было зафиксировано еще 30 лет назад https://vk.com/album-99022655_252638158 . А еще спустя 14 лет, в 2004 году газета «Невское время» написала: «Пару лет назад выяснилось и то, что часть старинного дома на 80 процентов заражена биоразрушителями древесины, в том числе и неизлечимым домовым грибком. Разработка антисептического состава увенчалась успехом, и партию специального препарата доставили сюда. Сегодня идет тщательная (по досочке, по бревнышку) реставрация несущих конструкций. Недавно их начали пропитывать антисептиком — закрепляли древесину, а трухлявые бревна удаляли. Раствора для борьбы с грибком хватает». https://nvspb.ru/2003/12/24/baron_nikolai_i_ego_monre..
И, действительно, все эти годы дом в обшивке производил относительно неплохое впечатление. Однако, когда обшивку сняли, выяснилось, что разрушительное действие грибков продолжается.
Это показывает, насколько сложное и ответственное решение должны принять нынешние реставраторы, чтобы дом под обшивкой сохранялся долгие годы.
Но, самое главное, что по проекту реставрации дом не просто консервируют, он станет музеем, а это уже совершенно иные требования к приспособлению здания под музейное использование.
В соответствии с этими требованиями, в том числе противопожарной безопасностью, в доме будет установлена железобетонная плита перекрытия над подвалом, выполнено усиление фундамента.
Историческая справка: В конце 1790-гг. у Л.Г. Николаи были планы капитальной перестройки дома с разворачиванием лицевого фасада здания в сторону залива. Но по совету Мартиннели Л.Г. Николаи отказался от этого намерения и ему пришлось согласиться на перепланировку уже существовавшего дома. По мнению Э.Руофф, «вероятнее всего, топкий луг, несколько укрепленный земляной подсыпкой, был слишком сомнительным основанием для нового дома. Известно, что повреждения фундамента Главного дома были зафиксированы уже в 1790г».
Нынешнее совещание началось с подробного осмотра дома, затем обсуждения продолжились уже в штабе строительства.
Обсуждение продолжалось несколько часов. К сожалению, несмотря на очень авторитетный и уважаемый состав представителей общественных организаций, аттестованных специалистов по деревянному зодчеству среди них не было. Возможно поэтому, стороны не нашли компромисса.