На площадке Усадебного комплекса началась сборка здания Флигеля.
Рассказывают производители работ от АО «ПО «Возрождение» реставраторы I категории Александр Туфанов и Михаил Климов:
А.Т.: Как уже говорилось, бревна разобранного Флигеля находились на удаленной площадке, где мы сделали повторную выбраковку: посмотрели состояние категорий бревен (I, II, III категории), отсортировали. Затем перевезли сюда, чтобы на плите железобетонного перекрытия заново собрать сруб. Вы можете видеть, что на сегодняшний день в различных участках собрано от 5 до 7 венцов.
— Сколько процентов исторических бревен вы сохраняете?
А.Т.: Стараемся сохранить примерно 50% исторических бревен сруба.
— Очевидно, что сейчас преобладают новые бревна.
А.Т.: Дело в том, что нижние венцы всегда наиболее пострадавшие. Чем выше мы будем подниматься, тем больше будет исторических бревен. В частности, межоконные пространства будут максимально из исторических бревен.
— Насколько Флигель пострадал от вредителей-насекомых?
А.Т.: По сравнению с Усадебным домом он в гораздо лучшем состоянии. Мы очищаем все исторические бревна, обрабатываем антисептиками и антипиренами. Сейчас, например, ведется обработка специальным антисептиком для низких температур. Весной мы вновь дополнительно полностью обработаем весь сруб.
— Если какие-то особенности при сборке Флигеля?
А.Т.: Мы стараемся максимально следовать историческим технологиям. Данный сруб был собран с использованием мха в качестве утеплителя. И сейчас мы также прокладываем мох между бревнами. Напомню, мох обладает природными антисептическими и противогрибковыми свойствами, хорошо впитывает и отдает влагу. После сборки срубы обычно подконопачивали: либо мхом, либо натуральным материалом — льняной паклей, что и будет сделано.
— Собираете из местной сосны?
М.К.: Нет, эти бревна из Архангельской области. Они были закуплены еще прошлой зимой. Мы сами родом из Архангельской области, где много работали как реставраторы, знаем делянки с хорошим лесом. Во-вторых, местная древесина более рыхлая по сравнению с Архангельской. Климат там более суровый, соответственно, древесина более плотная.
— Вы сочетаете старые и новые бревна, которые по-разному реагируют на нагрузку. Не получится, что сруб перекосит?
М.К.: В среднем старые бревна дают меньшую усадку, новые – большую. Если, допустим, сделать одну стену из новых бревен, а другую из старых, сруб может «повести». В нашей практике мы уже исправляли подобную ошибку реставраторов. Здесь высота небольшая – особых сложностей не возникнет.
— Вы ставите сруб прямо на фундаментную плиту перекрытия?
А.Т.: Нет. Летом мы устроили горизонтальную гидроизоляцию (на фото — черная полоса под венцами) для того, чтобы вода, которую набирает бетон через капилляры, не передавалась срубу. Эта мера позволит сохранить нижние венцы сруба на более долгое время.
— Когда мы увидим весь Флигель?
А.Т.: Планируем, что подойдем к кровле к концу января — началу февраля. Рассчитываем, что кровлей будем заниматься в марте 2020.
На фото: Реставратор I категории Михаил Климов