На днях в библиотеке Алвара Аалто прошла большая пресс-конференция посвященная проекту реставрации парка Монрепо.
В лекционном зале не было свободных мест – организаторы решили сделать свободный вход для публики, чтобы у горожан была возможность задать вопросы.
За длинным столом президиума собрались те, кто принимал участие в работе над проектом и ведет его сейчас. Во вступительной части собравшиеся ответили на самые часто задаваемые вопросы.
Наиболее встревожили горожан массовые рубки деревьев. Как было объявлено, к настоящему времени все порубочные работы закончены. Начиная с нынешней весны, деревья и кустарники будут только высаживаться. В первую очередь, это же, конечно, входная аллея, где будут посажены липы-крупномеры высотой до 6-ти метров. Будет восстановлена в прежних объемах дамба Розенталь, на которой также запланированы посадки. Напомним, в итоге будет высажено 507 деревьев и 11991 кустарник, 2932 дерева подроста пересадят в недавно созданный питомник.
Уже прочищены и восстановлены дренажные канавы (Кстати, питомник создан на месте прежде заболоченной территории). И уже в марте начнутся работы по прокладке труб закрытого дренажа. Дело в том, что одной из главных причин болезней растительности Монрепо стала гниль корневой системы вследствие заболачиваемости территории. В общей сложности проект предусматривает прокладку дополнительных 9 км подземных труб, которые помогут справиться с высоким уровнем грунтовых вод даже в самое дождливое лето.
Что касается споров по поводу контроля за реставрацией, то, как сказал директор ФИСПа СПб Алексей Васильев, работа над проектом велась с 2012 года при участии специалистов высокого уровня, а также наблюдателей Всемирного банка, которые приезжали, приезжают и контролируют все моменты от процесса проектирования до реализации. За эти годы проект прошел и выдержал жесточайший конкурс, проведено множество согласований и экспертиз. В итоге разработано 150 томов документации. «Наша задача сделать и реализовать проект максимально исторически правильно и качественно, и чтобы парк был удобным для посещения», — определил главную задачу реставрации Алексей Васильев.
Другое дело, что парк – это живой организм, он постоянно меняется. В итоге создатель концепции берет на себя ответственность, принимая решение, на какой период или периоды будет воссоздан парк. Именно это часть наиболее подвержена критике, и здесь мнения могут быть самые полярные. Например, часть критиков упрекает проектировщиков в пренебрежении историей ХХ века.
Напомним, в качестве основы для реставрации был взят период расцвета Монрепо — 1790-1860 годы. По замыслу владельцев усадьбы, объемно-пространственная композиция усадьбы Монрепо складывалась из двух частей: объемно-пейзажной и регулярной. Утраченная регулярная часть будет воссоздаваться, а пейзажная останется в привычном виде (там проведен небольшой санитарный снос деревьев, очищены пруды, воссозданы мостики).
В то же время проектировщики напомнили, что парк Монрепо еще и музей, который должен отвечать всем требованиям ХХI века. Появление современной инфраструктуры откроет новые возможности и сделает Монрепо более привлекательным для туристов.
Подпись под фото: Пруд на Паульштайне. Осмотр парка Монрепо барон Людвиг Николаи предлагал начинать с «высокого» Паульштайна, «откуда видно далеко». Недавно реставраторы расчистили пруд и эту площадку на скальной гряде. Правда, вид на парк пока закрывают высокие деревья, растущие внизу. Планируется, что деревья подрежут, и тогда мы увидим парк так, как советовал посетителям барон Николаи.
Пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо» для еженедельника «Реквизит»