В настоящее время на удалённой площадке в Санкт-Петербурге продолжаются работы по реставрации альфрейной живописи из Главного усадебного дома Монрепо. Демонтированные участки живописи, укреплённые и очищенные от поздних записей и поверхностных загрязнений, сейчас находятся в заботливых руках художников-реставраторов.
На данном этапе проводится техническая реставрация, удаление армирующих слоев, подведение реставрационного штукатурного слоя и левкаса в местах утрат авторского, удаление излишков клея и повторное антисептирование. Следующим этапом станет тонирование утрат авторского красочного слоя с частичным воссозданием утраченных участков. Этот процесс предполагает минимальное вмешательство: задача художника-реставратора лишь сделать замысел автора понятным для зрителя, помочь рассмотреть рисунок в том случае, когда утраты значительны, и фигуративное превратилось в абстрактное. Будут выбраны пробные участки в неответственных местах, а также сохранившиеся детали росписи для создания картона в полную величину с подробной колеровкой. На этом этапе будет отработана концепция.
Стоит отметить, что фриз Большого зала Усадебного дома дошел до нас со значительными утратами — общая площадь утрат более 70% — и, поскольку, мы имеем дело с типовыми повторяющимися элементами – ложными окнами и венками из дубовых листьев – работа несколько упростится в части поиска воссоздаваемого материала. Помимо фриза, сохранились участки живописи со стен Большого зала, имитирующие лепной декор в виде гирлянды из листьев, и фрагменты филёнок в Столовой. Подлинная живопись будет музеефицирована, то есть вернётся на своё прежнее место и станет частью экспозиции выставочного зала.
Материал подготовила зам. директора по реставрации и сохранению ОКН Светлана Подзорова