Купить
билеты

Жилой дом (дом госпожи Виолье)

В этой истории больше вопросов, чем ответов. Сегодня наш рассказ про деревянный дом, который в документах значится как «Жилой дом». Здание построено в начале XIX века, не раз в его облик вносились корректировки.

До недавнего времени в нём действительно находились жилые квартиры, дом расселили и передали в собственность музея менее 10 лет назад. Сейчас там располагаются службы музея-заповедника. Второе название – «Дом Виолье». Возможно, именно в этом доме жила подруга семьи Николаи – госпожа Виолье.

Кто же она, госпожа Виолье, которая была так дружна с Николаи, что построила здесь домик?

В июле1806 года супруга Людвига Николаи, Иоганна Погенполь сообщила сыну Паулю: «Мне кажется, я Вам уже писала, что здесь была г-жа Виолье, так вот, мой дорогой, она так влюблена в Монрепо, что попросила разрешения у папы построить здесь маленький домик.

Сначала она решила приспособить домик плотников в Паульштайне, отремонтировав его и устроив там всё, потом она хотела пристроить рядом небольшую кухню. Но г-н Павлов ей объяснил, что лучше использовать кухню, существующую в этом доме, и построить рядом дом для того, чтобы жить там, который она устроила бы по своему вкусу. Она расценила эту идею прекрасной….»

Проблема в том, что в письмах ни разу не встречается имени г-жи Виолье или ее супруга. Дело в том, что при дворе Великого князя, а потом императора Павла I служили два брата Виолье (фр.- Viollier). Младший служил секретарем и казначеем императрицы Марии Федоровны, а старший был архитектором и живописцем.

Чаще всего высказывается версия о дружбе семьи Николаи со старшим из братьев — Анри Франсуа Виолье. Художник родился в 1752 году. Из собственноручной «Записки» известно, что сначала он жил во Франции, 6 лет служил у герцога Вюртембергского, откуда в 1780 году отправился в Россию.

Скорее всего, Виолье прибыл в Петербург по приглашению великой княгини Марии, урождённой принцессы Вюртембергской. В пользу этого свидетельствует и его новая должность «художника ее императорского высочества». Кроме того, Виолье назначают «инспектором кабинетов и галерей их императорских высочеств».
Как и Людвиг Николаи, Виолье сопровождает царственную чету в путешествии по Европе в 1781-1782 годах.

В последующие годы Виолье участвует в жизни «малого двора»: строит павильоны, проектирует парк Гатчины, составляет планы и проекты обустройства дворца, организует праздники, руководит постановками спектаклей, сочиняет для них куплеты, выступает как актер, дает уроки Великой Княгине Александрине. Кстати, среди построек Виолье и Турецкая палатка в Павловском парке. Логично, что Виолье мог оказать помощь Николаи при устройстве павильона в Монрепо.

В 1791 году Виолье внезапно попал в опалу, уехал в Москву и смог вернуться на службу только в 1797 г в качестве «инспектора миниатюрного кабинета с чином надворного советника»

В августе 1798 года Иоганна Погенполь написала сыну Паулю: … к нам приехал г-н де Виолье, эмигрант и член Академии Наук. Ему необходимо было отдохнуть в деревне, чтобы поправить своё здоровье, и Ваш отец пригласил его приехать к нам, устроив его в Вашей комнате». В ноябре Иоганна пишет: «…г-н Виолье собирается жениться, но неизвестно, на ком»

Избранницей художника стала дочь русского дворянина Петра Салина – Елена Паулина. У них родилось двое детей: дочь и сын. В 1805 году Виолье приезжают в Монрепо всей семьей.

«Сейчас у нас гостит уже 12 дней мадам Виолье с детьми, а на этой неделе приезжает её муж» (Людвиг Николаи, август 1805).

Через год, в июле 1806 баронесса пишет сыну: «Домик «будет стоять около Паульштайна, рядом с маленьким крестьянским домиком, из которого она сделает кухню… Он будет выходить на большую площадь за конюшнями, на дорогу, которая ведёт к нам, и даже на город Выборг… Дому уже дано название Bell-air …Итак работы уже ведутся, и мы уверены в прекрасном обществе на пять месяцев, не говоря о других, которые также приедут сюда…».

Несомненно, что между дамами возникла дружба, и Николаи были рады видеть семейство Виолье. В 1807 году Иоганна в подробностях описала сыну, как прошел праздник в усадьбе, где госпожа Виолье принимала самое активное участие:

«Папа, я думаю, Вам написал о нашем маленьком театре и о двух представлениях, которые в нём давались, и душой их была дама из Bell-air. Второе представление было подготовлено в честь праздника святого Луи, но так как он приходится на воскресенье, представление состоялось накануне, и папа воспевался на нём в прилагаемых здесь куплетах.

Сначала была «Ложная простушка», в которой сыграли молодая принцесса де Брольи, м-ль Обрескова, дочь нашего военного губернатора, г-жа Виолье, прекрасная актриса и её родственница м-ль Турнье, которая превосходно исполнила ложную простушку. Граф де Бриу в совершенстве сыграл Демазюра. Остальные актёры были хороши, учитывая, что пьеса игралась не на их языке. Затем давали «Оракула», где молодая принцесса была главной феей, г-жа Русторас, родственница губернатора – Луциндой, а Алциндором – молодой Габриель, племянник графа Б.

Всё это сопровождалось небольшим балетом, подготовленным молодой принцессой, в котором она, м-ль Обрескова и Турнье прекрасно танцевали, а дети г-жи Виолье изображали амуров. Я забыла Вам сказать, что неожиданно в глубине театра появился зажжённый алтарь, над которым была вывешена папина дата, и именно в тот момент были исполнены куплеты.

Короче, всё было прелестно и всем очень понравилось. Лишь папа немного был стеснён, когда его так чествовали, так как всё было полнейшим секретом для него и для меня, из-за чего мы очень злились, считая глупым, что нам не хотят позволить присутствовать на репетициях.

Всё это придумала г-жа Виолье, она заказала куплеты в Петербурге, подготовила и натаскала городских актёров, короче крутилась, как дьявол. Всё завершилось балом и ужином, на котором все были очень веселы, и который продлился до трёх часов. Было приглашено около 80 человек, из которых мало кто не пришёл, однако все дамы были заняты в спектакле с несколькими наиболее знатными кавалерами, все остальные были размещены в большой зале, где сняли две створки дверей, и так как большинство не понимало французский, они ничего не теряли, но, однако могли смотреть спектакль.

В первый раз, когда мы ставили представление, мы на себя навлекли неприятности, так как пригласили лишь тех, кто понимает язык, но во второй раз всё было улажено. 28 августа уехали принцессы с детьми, граф Бриу, г-н Виолье, который приезжал на представление с двумя своими друзьями, и м-ль Турнье. А послезавтра нас покинут обитатели Bell-air. Я совсем буду выбита из колеи этим одиночеством, не проводя ещё никогда столь шумного лета».

Как же удалось г-же Виолье организовать такой чудесный праздник? Возможно, она воспользовалась опытом и советами супруга, который часто организовывал праздники в Гатчине. И это еще один аргумент в пользу версии о дружбе Николаи со старшим Виолье.

Справедливости ради необходимо добавить, что при дворе Павла долгое время служил еще один художник с похожей фамилией — Жан Луи Вуаль (Voille). В 1795 году Вуаль решил уехать домой, во Францию, но вернулся в Петербург после прихода к власти Наполеона, т.е. был эмигрантом. Кроме того, из писем известно, что Вуаль рисовал портрет Иоганны Погенполь. Значит, он также мог стать другом семьи Николаи.

Вот так много вопросов оказалось вокруг одного маленького скромного домика.

Материал подготовила начальник ОСО музея-заповедника
Парк Монрепо» Ирина Андреева

Изображения:
Реньо, Жан-Батист. Портрет Елены Виолье.
Гуттенбрунн Людвиг,Портрет Г.П. Виолье (младшего).1797.
Виолье, Анри Франсуа Габриэль. Портрет великой княгини Марии Федоровны.


Использовалась литература:
— Письма Николаи к сыну Паулю,
— «Художник Ф.Виоллье и его работы в Павловске» К.П. Белавская,1977,
— Т.Л. Просина Иностранные художники при дворе Павла I: Вуаль,
— Н. А. Рассахатская «Творцы и создатели пейзажного скального парка Монрепо», «Ближний круг Людвига Николаи» .

Перейти к содержимому