Купить
билеты

Турецкая палатка

Сегодня наш рассказ о павильоне Турецкая палатка, в честь которого получил название один из островов Монрепо — остров Палатки.

«Отсюда к восточному берегу моря ведут плотины, соединенные ажурными мостами. Этот великолепный пункт парка также хранит память для грядущих поколений. Здесь когда-то стоял граф Капо д’Истрия, имя которого отмечено славой в анналах Российской империи, ‒ а в анналах новой Греции это имя написано кровью, ибо он попал под кинжал убийцы из неверного народа, ради чьего блага он пожертвовал богатством и жизнью.

Палатка турецкой формы обозначает место, где несчастный государственный деятель когда-то сидел на берегу моря, еще не зная, что эти волны, плещущие у его ног, скоро станут местом его славы ‒ и в то же время приведут его к гибели от рук вероломных сограждан», — написал путешественник Фридрих Мейер (1760‒1844), побывавший в Монрепо вместе с Паулем Николаи в начале 1830-х годов.

Иоанн Каподистрия (1776—1831), первый правитель независимой Греции (с 1827 года) жил в Петербурге с 1809 по 1822 год и мог посетить Монрепо в это период. Что же связывало графа с баронами Николаи? Известно, что Каподистрия, как и Людвиг Николаи, был большим поклонником философии Просвещения. Он верил в силу разума и важность нравственного воспитания людей как предпосылки общественных преобразований.

Некоторые современники говорили, что граф более философ, чем государственный деятель. Несомненно, что человек таких устремлений мог стать другом семьи Николаи. Однако, что касается Палатки, здесь Мейер ошибается – павильон появился в Монрепо за несколько лет до приезда Каподистрии в Россию.

Точная дата постройки Турецкой палатки нам неизвестна. Первое упоминание встречается в письме Иоганны Поггеполь в августе 1801 года: «Остров Палатки увеличился или, скорее, расширился. Бистерфельд задумал сделать там насыпь из больших валунов, которая потом будет покрыта землёй, а затем там будет разбит газон».

В тексте письма нет слова «павильон», но однозначно, он уже существовал потому, что спустя три года встречается упоминание о его подновлении: «Паульштайн, храм, Мариентурм, палатка, мосты – всё заново будет перекрашено» ( Л. Г. Николаи. 17(29).06.1804).

Откуда же тогда появилась идея павильона? Финская исследовательница Эва Руофф в своей книге «Монрепо. Парк воспоминаний» пишет: «Опубликованное Людвигом фон Николаи длинное стихотворение «Das Landgut» (Усадьба) 1778 года заканчивается пожеланием, чтобы рядом с его сельской усадьбой был бы остров, а на острове палатка, к которой он бы приплывал на лодке с любимой. В этой части топография приобретенного им десятью годами позднее Монрепо превзошла все пожелания».

Павильон, кроме того, предлагал посетителям парка защиту от дождя и ветра. Что касается тематики, то турецкий шатер являлся одной из характерных деталей садов эпохи Просвещения. В частности, подобные палатки существовали в царских гатчинском и павловском парках. В России это была не только дань моде, но и символ победы в русско-турецкой войне 1768–1774 годов, завершившейся завоеванием крепостей Крыма, Азова и Кабарды и возможностью свободного доступа к торговле на Черном море.

Предполагается, что проект павильона выполнил придворный архитектор Пьетро Гонзага, хороший знакомый барона Людвига Николаи.

Палатка представляла круглый деревянный шатер более 5 метров в диаметре. Шатер был расписан широкими горизонтальными полосами, а на куполе полосы шли вертикально, сужаясь к шпилю. Шпиль украшал полумесяц.

У Палатки был только один вход, он же выход – с видом на водный простор бухты Защитной. Напомним, несколько лет назад в Ленобласти проходил конкурс фотографий на самый красивый закат в регионе. По итогам конкурса в трех самых красивых местах установили «Скамейки счастья». Одна из таких скамеек была установлена в Монрепо на острове Палатки, на том самом месте, где стоял павильон, с видом на бухту.

Виды и закаты здесь действительно потрясающие — самое место, чтобы встречать их вместе с любимыми

Иллюстрации с сайта Museovirasto (Музейное ведомство Финляндии) и фондов музея-заповедника «Парк Монрепо»

Материал подготовила начальник ОСО музея-заповедника
«Парк Монрепо» Ирина Андреева

Перейти к содержимому